НАЗВАНИЕ ПРОЕКТА: «Совершенствование организации  шестого школьного дня путем внедрения модели межшкольного взаимодействия учреждений образования Партизанского района»

Авторы: 

Дисько Татьяна Евгеньевна, заместитель директора по воспитательной работе ГУО «Гимназия № 7 г.Минска»

Бресская Юлия Сергеевна, заместитель директора по воспитательной работе ГУО «Средняя школа № 182 г.Минска»

Лойко Людмила Михайловна, заместитель директора по воспитательной работе ГУО «Средняя школа № 69 г.Минска»

Жерносек Софья Ивановна, заместитель директора по воспитательной работе ГУО «Средняя школа № 22 г.Минска»

Ладик Наталья Валерьевна,  заместитель директора по воспитательной работе ГУО «Средняя школа № 87 г.Минска» 

Актуальность темы, обоснование проблемы

 

В руках игрушка. Мир цветных событий.

А я — кудесник, фокусник, волшебник.

В калейдоскопе — череда открытий

И творчества непонятый учебник…

В настоящее время, к сожалению, далеко не все дети и взрослые умеют правильно, а главное полезно организовать своё свободное время. Компьютеры, телевизоры, игровые клубы во многом  заменили живое общение, активный отдых. Поэтому перед учреждениями образования как никогда раньше стоит задача создать условия для  расширения сферы  интересов детей, научить отдыхать интересно, разнообразно, а главное с пользой для себя.

Вомногих учреждениях образования проводится работа по содержательному наполнению свободного от учебы дня, наметилась определенная стабильность и системность в его организации, но вместе с тем,существуют и определенные проблемы: 

недостаточный уровень общей культуры досуговой    деятельности учащихся и законных представителей;

нерациональное использование имеющихся условий учреждения образования для полноценного проведения свободного времени учащихся;

несформированность системы взаимодействия с законными  представителями по организации досуговой деятельности детей;

неэффективные формы и методы проведения мероприятий в шестой школьный день, не способных удовлетворить современные запросы  учащихся.

В этой связи возникла необходимость более продуманной организации в этот день недели досуга детей и подростков, привлечения их к занятиям физической культурой и спортом, туризмом, художественным и техническим творчеством, к участию в работе различных объединений по интересам, рациональной организации трудовой, культурно-досуговой, общественно полезной деятельности.

В районе разработана и реализовывается своя воспитательная модель шестого дня, а именно работа  досуговых зональных центров на базе учреждений образования Партизанского района. Территориальное расположение учреждений образования района способствовало созданию трех досуговых зон:

«Степянка» (участники государственные учреждения образования «Средняя школа №72 г. Минска», «Средняя школа №182 г. Минска», «Средняя школа №183 г. Минска», «Средняя школа №223 г. Минска»)

«Тракторозаводской» (участники государственные учреждения образования «Гимназия №7 г. Минска», «Средняя школа №10 г. Минска» «Средняя школа №22 г. Минска», «Средняя школа №86 г. Минска», «Средняя школа №87 г. Минска»)

«Слепянка» (участники государственные учреждения образования «Гимназия №5 г. Минска», «Средняя школа №69 г. Минска» «Средняя школа №108 г. Минска», «Средняя школа №133 г. Минска»).

Неэффективные формы и методы проведения мероприятий в шестой школьный день, могут служить причиной непонимания современных молодых людей организации работы в шестой школьный день.

Нами был избран наиболее актуальный способ привлечения учащихся в учреждения образования в шестой школьный день – развитие уличной культуры и спорта: ВМХ, паркур, скейт-бординг, брейк-данс и другое.

Сегодня в современном образовании отсутствует какая-либо информация о молодёжной культуре и уличных видах искусств, спорта и хореографии. Этот пробел мы решили восполнить созданием первого в Республике Беларусь молодежного Центра уличной культуры и спорта, где нынешняя молодёжь нашей страны будет становиться активной, развитой, проинформированной и здоровой. Многие подростки, интересующиеся огромным количеством направлений в молодёжной среде, найдут то место, где они смогут официально заниматься любимым делом, реализовывать свои мечты и правильно направлять свою творческую мысль.

В рамках проекта зональных центров по организации шестого школьного дня в Партизанском районе открыт и действует первый в Республике Беларусь Молодежный центр уличной культуры и спорта «Proкач» (Приложение 1,2).

С целью совершенствования и повышения качества и эффективности методической  и практической работы по организации занятости детей в шестой школьный день, в районе функционирует Координационный совет (Приложение 3,4) по планированию и организационно-содержательному наполнению шестого школьного дня учреждений образования Партизанского района. Координационным советом были определены приоритетные направления для каждого учреждения образования входящего в досуговые зональные центры с учетом их кадрового потенциала,  материально-технических возможностей и методической обеспеченности (Приложение 5).

Основываясь на анализе передового педагогического опыта, различных форм и методов организации досуга в шестой школьный день, после проведения промежуточных диагностик Координационным советом района была выбрана форма досуговых зональных центров  как наиболее эффективная, и позволяющая охватить максимальное количество всех участников образовательного процесса.

 

Цель  проекта

Создание оптимальных условий в рамках межшкольного взаимодействия для становления личности учащегося как субъекта всех сфер жизнедеятельности через организацию досуга в шестой школьный день.

 

Объект: досуговая деятельность

Предмет:путивзаимодействия учреждений образования Партизанского района по эффективной организации шестого школьного дня

Задачи  проекта

способствовать формированию у учащихся активной гражданской позиции через организацию и проведение тематических мероприятий;

формировать у учащихся навыки здорового образа жизни через проведение профилактических, спортивных и культурно-массовых мероприятий;

повысить профессиональную компетентность педагогов в вопросах взаимодействия с современными молодежными субкультурами;

обеспечить  эффективность  профилактики  асоциального  поведения учащихся, правонарушений и других негативных явлений за счет организации максимальной занятости;

поддерживать имидж  детских и молодежных  объединений и школьного самоуправления, через организацию шестого школьного дня;

привлечь  законных представителей учащихся  к организованным формам досуга в рамках образовательного учреждения.

Предполагаемый  результат

Функционирование зональных центров воспитательной работы в шестой школьный день позволит создать в учреждениях образования единое воспитывающее пространство. Учащиеся и законные представители будут иметь возможность еженедельно участвовать в массовых межшкольных мероприятиях, что позволит развивать здоровый дух соперничества.

Разработанная схема работы школ в шестой школьный день обеспечит органичное сочетание различных современных видов и форм  деятельности учащихся и их законных представителей, позволит задействовать все направления воспитательной работы. 

Данная организация работы окажет содействие в эффективном сотрудничестве семьи и школы в вопросах организации досуга учащихся, привлечет детские и молодёжные объединения, школьное самоуправление  к организации шестого школьного дня.

Создание Молодежного центра уличной культуры и спорта «Proкач» будет способствовать продвижению танцевальных, спортивных и творческих молодёжных направлений не только в Партизанском районе, но и в целом в Минске.

 Оформление методических рекомендаций и создание единого районного методического портала по организации шестого школьного дня позволит обобщить опыт работы и максимально занять увлекательной, познавательной и оздоровительной деятельностью всех участников образовательного процесса в шестой школьный день.

Методы реализации  проекта

Теоретический метод

анализ научной, психолого-педагогической, методической литературы;

накопление теоритического и методического материала, практического приложения;

обобщение полученного опыта.

Практический метод

диагностика,

мониторинг,

анализ результатов проектной деятельности, популяризация опыта.

 Этапы реализации проекта

I. Подготовительный этап

Срок проведения:

Март – май  2013 года

Главная цель:

Оформление идей проекта, координация деятельности учреждений образования

Описание деятельности:

Содержание

Сроки

1

диагностика интересов и запросов учащихся и законных представителей

март 2013

2

формирование творческой группы

март 2013

3

изучение передового педагогического опыта учреждений образования Республики Беларусь

апрель-май 2013

4

изучение форм и методов организации досуговой деятельности учреждений образования Партизанского района

май 2013

5

определениеприоритетной модели организации досуговой деятельности в учреждениях образования Партизанского района в шестой школьный день

май 2013

Основной результат:

Создание Координационного совета, зональных досуговых центров

II. Конструктивный этап

Срок проведения:

Август 2013 года – май 2014 года

Главная цель:

Организация и проведение совместно разработанных мероприятий в рамках проекта

Описание деятельности:

Содержание

Сроки

1

планирование деятельности зональных досуговых центров

август 2013

2

реализация плана работы зональных досуговых центров 2013/ 2014 уч. году

сентябрь 2013– май 2014

3

координация действий всех заинтересованных лиц

На протяжении всего проекта

4

организация взаимодействия с социокультурным пространствомрайона и города

5

организация работы всех субъектов образовательного процесса

 

6

создание молодежного Центра уличной культуры и спора «Proкач»

май 2014

Основной результат:

Функционирование зональных центров по организации шестого школьного дня

Продвижение танцевальных, спортивных и творческих молодёжных направлений

III. Рефлексивно-обобщающий этап

Срок проведения:

май 2014 - май 2015 г.

Главная цель:

Оценить эффективность деятельности всех взаимодействующих учреждений

Описание деятельности:

Содержание

Сроки

1

проведение мониторинговых исследований удовлетворённости участников образовательного процесса деятельностью досуговых зональных центров

май 2014

2

соотнесение результатов деятельности с целями и задачами воспитательной модели

июнь 2014

3

изучение проблем, педагогический поиск  резервов и определение путей дальнейшего развития

июнь 2014

4

внесение изменений с учетом мониторинговых исследований удовлетворённости участников образовательного процесса деятельностью досуговых зональных центров

август 2014

5

совершенствование модели взаимодействия учреждений образования Партизанского района по эффективной организации шестого школьного дня

сентябрь 2014-май 2015

 

6

создание ресурсного центра по организации досуговой занятости учащихся на базе молодежного Центра уличной культуры и спорта «Proкач»

февраль 2015

Основной результат:

Создание оптимальной модели функционирования досуговых зональных центров, привлечение максимального количества участников образовательного процесса к участию в работе шестого школьного дня.

IV. Заключительный этап

Срок проведения:

сентябрь 2015 - май 2016 г.

Главная цель:

Популяризация воспитательной модели деятельности досуговых зональных центров

Описание деятельности:

Содержание

Сроки

1

обмен опытом в рамках работы городских методических объединений

сентябрь 2015 - май 2016 г.

2

создание межсетевого взаимодействия посредством интернет ресурсов

сентябрь 2015 - май 2016 г.

3

сотрудничество со СМИ

сентябрь 2015 - май 2016 г.

4

создание методического портала по деятельности учреждений образования в шестой школьный день

май 2016 – декабрь 2016

 Xарактеристика основных видов ресурсов

Интеллектуальные ресурсы:

Члены Координационного совета

Субъекты и объекты образовательного процесса

Информационные ресурсы:

Кодекс Республики Беларусь об образовании.

Методические аспекты совершенствования воспитательной работы в шестой школьный день

Технологические ресурсы:

Информационно-коммуникационные  технологии

Технические ресурсы:

-материально техническая база учреждений образования