Управление образования, спорта и туризма
администрации Партизанского района
Одно окно О районе Об управлении РК профсоюза Родителям Фотогалерея   Контакты Сервис

 
 

Меню раздела




Новости управления



14.4.2014
Поздравляем победителей районного этапа Республиканских олимпиад среди учащихся 5-8 классов

подробнее...

14.4.2014
9 и 10 апреля 2014г. на базе ГУО «Средняя школа № 108 г.Минска» состоялась районная панорама методических приёмов

подробнее...

12.4.2014
12 апреля 2014 года прошел Республиканский субботник

подробнее...

9.4.2014
8 апреля, в актовом зале ЦДОДиМ «Виктория» состоялся конкурс команд веселых и находчивых

подробнее...

7.4.2014
О новых правилах приема в вузы и ссузы

подробнее...

 
 

Главная : Об управлении : Отдел дошкольного и общего среднего образования : К новому 2013/2014 учебному году : ИМП допризывная и медицинская подготовка

ИМП допризывная и медицинская подготовка

 УТВЕРЖДАЮ

Заместитель 

Министра образования

Республики Беларусь

 

______________В.А.Будкевич

«__» _________ 2013 г.

 

 

Инструктивно-методическое письмо

Министерства образования Республики Беларусь

 

«О преподавании учебного предмета

“Допризывная и медицинская подготовка“ в 2013/2014 учебном году»

 

              

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Важнейшими задачами изучения учебного предмета «Допризывная и медицинская подготовка» являются:

·                    получение основных общих и специальных знаний по допризывной и медицинской подготовке, включающих в себя представление о героизме и мужестве белорусского народа в деле защиты Отечества, знание конституционной обязанности граждан по защите Республики Беларусь, ознакомление с историей и современным состоянием национальных Вооружённых Сил, изучение основ военного дела;

·                    знание основ оказания первой и доврачебной помощи, больным и пострадавшим, формирование умений и навыков применения знаний по допризывной и медицинской подготовке на практике;

·    формирование мировоззрения учащихся на основе представлений об идеологии белорусского государства, гражданственности и патриотизме;

·    воспитание у молодёжи чувства личной ответственности за выполнение конституционного долга по защите Республики Беларусь, коллективизма, взаимопомощи и взаимоуважения, необходимости строгого соблюдения дисциплины;

·    воспитание гуманности, нравственности, духовности;

·   формирование устойчивых познавательных интересов учащихся.

 

II. НОРМАТИВНОЕ ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ деятельности учреждений образования, реализующих образовательные программы общего среднего образования

1. Кодекс Республики Беларусь об образовании.

2. Положение об учреждении общего среднего образования, утвержденное постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 20.12.2011 № 283.

3. Правила проведения аттестации учащихся при освоении содержания образовательных программ общего среднего образования, утвержденные постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 20.06.2011 № 38.

4. Санитарные нормы и правила Требования для учреждений общего среднего образования, утвержденные постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 27.12.2012 № 206.

 

III. НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ образовательного процесса по учебному предмету «Допризывная и медицинская подготовка»

В соответствии с пунктом 1 статьи 154 Кодекса Республики Беларусь об образовании требования к содержанию учебно-программной документации образовательных программ общего среднего образования, организации образовательного процесса, максимальному объему учебной нагрузки учащихся, уровню подготовки выпускников определяются образовательными стандартами общего среднего образования.

1. Учебно-программная документация образовательных программ общего среднего образования.

1.1. Типовые учебные планы учреждений общего среднего образования, утвержденные постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 26.08.2011 № 241.

Типовыми учебными планами учреждений общего среднего образования предусмотрено следующее количество часов в неделю по классам на изучение учебного предмета «Допризывная и медицинская подготовка»:

 

Компонент учебного предмета

Количество часов

В неделю

(по классам)

Учебно-полевой сбор

Медицинская практика

X

XI

Допризывная подготовка

1

1

30

Медицинская подготовка

1

1

30

 

1.2. Учебные программы:

Допризывная и медицинская подготовка. XXI классы учреждений общего среднего образования с белорусским (русским) языком обучения – Минск: НИО, 2012. – 64 с.

 

2. Учебно-методическая документация.

2.1. Календарно-тематическое планирование.

В помощь учителю разработано календарно-тематическое планирование по учебному предмету «Допризывная и медицинская подготовка», в котором предлагается примерное распределение учебных часов по темам. Учитель может использовать предлагаемое планирование без изменений (в этом случае календарно-тематическое планирование не нужно переписывать). В то же время он имеет право в пределах учебных часов, отведенных на изучение учебного предмета, вносить в планирование изменения с учетом особенностей класса.

·   Борщевская, Е.В. Медицинская подготовка. 10–11 кл.: примерное календарно-тематическое планирование: пособие для учителей учреждений общ. средн. образования / Е.В. Борщевская, Н.И. Шульга. – Минск: НИО: Аверсэв, 2013. – 26 с;

·   Варламов, В.Б. Допризывная подготовка. Х–ХІ классы: примерное календарно-тематическое планирование: пособие для учителей учреждений общ. средн. образования / В.Б. Варламов, С.Н. Гомолко (www.adu.by);

 

2.2. Учебно-методические комплексы для факультативных занятий.

Для проведения факультативных занятий предлагается руководствоваться учебными программами и учебно-методическими комплексами для учителя и учащегося, рекомендованными Научно-методическим учреждением «Национальный институт образования» Министерства образования  Республики Беларусь:

·                    Школа защитника Отечества:

Гамолко, С.Н. Школа защитника Отечества. Х–ХІ классы: пособие для учащихся / С.Н. Гамолко, Г.А. Леонович. – Минск: Сэр-Вит, 2010. – 218 с.

Гамолко, С.Н. Школа защитника Отечества. Х–ХІ классы: пособие для учителей / С.Н. Гамолко, Г.А. Леонович. – Минск: Сэр-Вит, 2010. – 198 с.

·                    Медицина экстремальных ситуаций:

Белая, С.С. Медицина экстремальных ситуаций. Х–ХІ классы: пособие для учащихся /С.С. Белая. – Минск: Сэр-Вит, 2010. – 218 с.

Игнатьева, Т.Н. Медицина экстремальных ситуаций. Х–ХІ классы: пособие для учителей / Т.Н. Игнатьева, С.С. Белая. – Минск: Сэр-Вит, 2010. – 198 с.

Для эффективного проведения факультативных занятий в библиотеках всех учреждений общего среднего образования необходимо иметь экземпляры указанных учебно-методических комплексов.

 

2.3. Контрольно-измерительные материалы.

Рекомендуются следующие контрольно-измерительные материалы:

Гамолко, С.Н. Тестовые задания по допризывной подготовке: Х–ХІ классы: пособие для учителей учреждений общего среднего образования с белорусским (русским) языком обучения / С.Н. Гамолко. – Минск, Сэр-Вит, 2012. – 144 с.

Белая, С.С. Тестовые задания по медицинской подготовке: Х–ХІ классы: пособие для учителей учреждений общего среднего образования с белорусским (русским) языком обучения / С.С. Белая. – Минск, Сэр-Вит, 2012. – 144 с.

 

2.4. Учебно-методические издания.

По допризывной подготовке рекомендуются следующие учебно-методические пособия:

1. Варламов, В.Б. Допризывная подготовка в 10–11 классах : учебно-методическое пособие для учителей учреждений общего среднего образования с белорусским и русским языками обучения / В. Б. Варламов, М. К. Логинов. – Минск: Адукацыя і выхаванне, 2012. – 191 с.

2. Варламов, В.Б. Допризывная подготовка: учебник для 10-11-х кл. учреждений общ. сред. образования / В.Б. Варламов. – Минск: Адукацыя і выхаванне, 2012. – 328 с.

3. Журавков, М.А. Проведение учебно-полевых сборов с учащимися: метод. реком. / М.А. Журавков. – Минск, 2001.

4. Мальцев, Л.С. Вооружённые Силы Республики Беларусь. История и современность. (Основные положения книги изложены в статьях Л.С.Мальцева, опубликованных в журнале «Армия» № 6, специальный выпуск за 2002 год и № 4, 5 за 2003 год);

5. Гамолко, С.Н. Плакаты по допризывной подготовке / С.Н. Гамолко, В.Б. Варламов. – Минск: Сэр-Вит, 2010.

6. Варламов, В.Б. Новое в Допризывной подготовке / В.Б.Варламов, С.Н.Гамолко // Вестнік адукацыі. – 2012. - №2. с. 4.

7. Варламов, В.Б. и др. Электронный учебно-методический комплекс «Допризывная подготовка».

 

При подготовке к учебным занятиям по допризывной подготовке следует использовать материал, публикуемый в журнале «Армия» под рубрикой «В помощь допризывной подготовке», газете «Белорусская военная газета. Во славу Родины», а также размещённый на сайте Министерства обороны Республики Беларусь.

 

По медицинской подготовке рекомендуются следующие учебно-методические пособия:

1. Борщевская, Е.В. Медицинская подготовка в 10–11 классах : учебно-методическое пособие для учителей учреждений общего среднего образования с белорусским и русским языками обучения / Е.В. Борщевская – Минск: НИО, 2012. – 191 с.

2. Борщевская, Е.В. Медицинская подготовка старшеклассников: пособие для учителей общеобразоват. учреждений с белорус. и рус. яз. обучения / Е.В.Б орщевская. – Минск: Адукацыя і выхаванне, 2007. – 224 с.

3. Вместе против СПИДа: пособие в помощь пед. работникам и др. специалистам. – Минск, 2003. – 48 с.

4. Шкуратов, Ю.И. Первичная профилактика наркомании и СПИДа среди учащейся молодёжи: пособие для педагогических работников и родителей / Ю.И.Шкуратов. – Минск: РИПО, 2001. – 21 с.

5. Гамолко, С.Н. Плакаты по медицинской подготовке / С.Н.Гамолко, Е.В.Борщевская. – Минск: Сэр-Вит, 2010.

6. Борщевская, Е.В. Медицинская подготовка. 10 класс: тетрадь для практических работ: пособие для учащихся учреждений общ. сред. образования с рус. яз. обучения / Е.В. Борщевская. – Минск: Аверсэв, 2012, 2013 – 90 с.

7. Борщевская, Е.В. Медицинская подготовка. 11 класс: тетрадь для практических работ: пособие для учащихся учреждений общ. сред. образования с рус. яз. обучения / Е.В. Борщевская. – Минск: Аверсэв, 2012, 2013 – 91 с.

В ходе подготовки и проведения учебных занятий, внеучебных мероприятий возможно также использование материалов официальных сайтов:

Министерства образования: http://edu.gov.by;

Национального института образования: wwwdu.by;

Академии последипломного образования: www.academy.edu.by;

Министерства обороны: www.mod.mil.by;

Военного информационного агентства Вооруженных Сил Республики Беларусь «Ваяр», осуществляющего поддержку:

сайта газеты «Белорусская военная газета. Во славу Родины»: www.vsr.mil.by;

сайта «Электронная выставка предприятий военно-промышленного комплекса»: www.vpk.by;

сайта Управления материальных ресурсов Вооруженных Сил Республики Беларусь www.voentorg.by;

познавательно-игрового ресурса «Детям об армии»: www.deti.mil.by.

 

3. Учебники и учебные пособия.

В 2013/2014 учебном году для учреждений общего среднего образования с белорусским и русским языками обучения рекомендованы следующие учебники и учебные пособия:

·                    Варламов, В.Б. Допризывная подготовка: учебник для учащихся Х–ХІ классов учреждений общего среднего образования / В.Б. Варламов. – Минск: Адукацыя і выхаванне, 2012. – 328 с.

·                    Варламаў, В.Б. Дапрызыўная подрыхтоўка: падручнік для вучняў Х–ХІ класаў устаноў агульнай сярэдняй адукацыі / В.Б. Варламаў. – Мінск: Адукацыя і выхаванне, 2012. – 328 с.

·                    Федюкович, Н.И. Основы медицинских знаний: учебное пособие для Х–ХІ классов общеобразоват. учреждений с русским языком обучения / Н.И. Федюкевич. – Минск: НИО, 2011. – 256 с.

·                    Федзюковіч, М.І. Асновы медыцынскіх ведаў: вучэб. дапам. для Х–ХІ класаў агульнаадукац. устаноў з беларускай мовай навучання / М.І. Федзюковіч. – Мінск: НІА, 2011. – 256 с.

 

 

IV. Аттестация учащихся при освоении содержания образовательных программ общего среднего образования.

Годовая отметка в X классе выставляется с учётом отметки за учебно-полевой сбор (медицинскую практику).

Решение о переводе учащихся Х классов в следующий класс принимается педагогическим советом после проведения учебно-полевого сбора (медицинской практики).

Итоговая отметка в аттестат об общем среднем образовании (аттестат об общем среднем образовании особого образца с награждением золотой (серебряной) медалью) выставляется на основе годовой отметки за XI класс.

 

V. ОСОБЕННОСТИ ОФОРМЛЕНИЯ ДОКУМЕНТАЦИИ

1. Требования к ведению классного журнала.

Требования к заполнению классного журнала содержатся в указаниях к оформлению и ведению журнала.

Напоминаем некоторые особенности при оформлении классного журнала.

1. При оформлении страниц классного журнала, отведенных для записей факультативных занятий, указывается название факультативного занятия (с маленькой буквы, без кавычек), а не учебного предмета.

2. Учитель, выставляя отметку в классный журнал, обязан выставить ее и в дневник учащегося.

2. Требования к ведению тетрадей учащихся.

Требования к ведению тетрадей содержатся в Метадычных рэкамендацыях па фарміраванні культуры вуснага і пісьмовага маўлення ва ўстановах адукацыі, якія рэалізуюць адукацыйныя праграмы агульнай сярэдняй адукацыі (утверждены 02.05.2013 заместителем Министра образования Республики Беларусь).

 

VI. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ С УЧАЩИМИСЯ

1. Деление класса на группы.

При реализации образовательных программ общего среднего образования при изучении учебного предмета «Допризывная и медицинская подготовка» класс делится на две группы (юноши, девушки)  вне зависимости от его наполняемости в соответствии с пунктом 54 Положения об учреждении общего среднего образования.

2. Проведение учебно-полевого сбора и медицинской практики.

По окончании учебного года с юношами X класса проводится 5-дневный учебно-полевой сбор на базе оборонно-спортивных оздоровительных или спортивно-патриотических лагерей, учебных центров или воинских частей Вооружённых Сил, других войск и воинских формирований Республики Беларусь. Порядок проведения учебно-полевого сбора в учреждениях общего среднего образования районов (городов) при отсутствии необходимой учебно-материальной базы устанавливается органами управления образования по согласованию с военными комиссариатами, начальниками гарнизонов и командирами воинских частей согласно приказу Министра обороны от 06.05.2011 № 341 «О закреплении за соединениями и воинскими частями учреждений образования».

Порядок и сроки проведения учебно-полевого сбора устанавливаются органами управления образованием по согласованию с военными комиссариатами, начальниками гарнизонов и командирами воинских частей.

Пятидневные практические занятия по медицинской подготовке с девушками проводятся с использованием базы учреждений здравоохранения, региональных подразделений Белорусского Общества Красного Креста или региональных подразделений МЧС. При отсутствии такой возможности занятия могут проводиться непосредственно в учреждениях общего среднего образования.

Примерный тематический план проведения медицинской практики размещен на сайтах Министерства образования и Национального института образования. С учетом местных условий данный план может корректироваться руководителями медицинской практики учреждений общего среднего образования.

Порядок и сроки проведения медицинской практики устанавливаются органами управления образованием на основании согласованного решения руководителя учреждения общего среднего образования и руководителя организации (учреждения), принимающего участие в проведении практики.

Темы занятий, проведённых на учебно-полевом сборе с юношами и на медицинской практике с девушками, заносятся в классный журнал.

По итогам учебно-полевого сбора (медицинской практики) учащимся выставляется отметка в классный журнал.

Обращаем внимание руководителей учреждений общего среднего образования на необходимость включения в число часов, оплачиваемых учителям допризывной и медицинской подготовки, учебных часов, определяемых для проведения учебно-полевого сбора и медицинской практики (пункт 77 Положения об учреждении общего среднего образования).

3. Особенности проведения учебных занятий.

Учебные занятия по учебному предмету «Допризывная и медицинская подготовка» могут проводиться в учреждениях общего среднего образования по одному учебному часу в неделю или блочным методом на базе центров допризывной подготовки.

В целях обеспечения организованного проведения учебных занятий по допризывной подготовке и привития учащимся практических навыков в выполнении требований общевоинских уставов классы именуются взводами, каждый класс делится на два-три отделения. Из числа юношей, обладающих высокими морально-психологическими и лидерскими качествами, приказом руководителя  учреждения общего среднего образования назначаются командиры взводов и отделений.

Каждое учебное занятие по допризывной подготовке начинается с построения личного состава взвода, проверки наличия учащихся и доклада руководителю о готовности к учебному занятию. На учебном занятии должны соблюдаться требования общевоинских уставов при действиях, ответах, при обращении учащихся к руководителю учебного занятия (по воинскому званию), прививаться дисциплинированность и подтянутость, воспитываться воинская вежливость и чувство уважения к старшим и своим товарищам.

Все  учебные  занятия должны быть направлены на формирование у учащихся высоких морально-психологических качеств, воспитание культуры общения, подготовку юношей к выполнению долга по защите Отечества, развитие у них навыков поведения и действий в соответствии с требованиями общевоинских уставов.

При изучении содержания всех разделов учебной программы по допризывной подготовке следует включать элементы культуры воинской службы.

На учебных занятиях по допризывной подготовке необходимо применять разнообразные формы и методы обучения, повышающие интерес учащихся к изучаемому материалу, которые прививают любовь к военному делу, обеспечивают сознательное, прочное усвоение программы, способствуют выработке навыков самостоятельной работы и умений применять на практике полученные знания.

В начале практического занятия до учащихся доводятся правила поведения и требования безопасности. Педагогический работник обязан убедиться, что учащиеся усвоили доведённые до них требования безопасности, обладают достаточными практическими навыками по их выполнению и созданы все условия для безопасного проведения занятия.

В целях ознакомления с военными специальностями и военной техникой следует больше внимания уделять проведению экскурсий с учащимися в воинские части для ознакомления с размещением и жизнью личного состава, вооружением и военной техникой, организовывать выступления офицеров и курсантов военных учебных заведений. Управлениям (отделам) образования гор(рай)исполкомов совместно с воинскими частями необходимо разработать графики посещения воинских частей учащимися учреждений общего среднего образования.

Следует учитывать, что изучение основ медицинских знаний и овладение практическими навыками младшего медицинского персонала не является основанием для присвоения учащимся квалификации медицинского работника и не предоставляет права самостоятельной медицинской и фармацевтической деятельности по окончании изучения данного учебного предмета. В процессе занятий девушки должны научиться оказывать первую и доврачебную помощь больным и поражённым.

Обращаем особое внимание, что в соответствии с Планом мероприятий по формированию в обществе культа государственных символов Республики Беларусь, утвержденным Главой Администрации Президента Республики Беларусь от 13.05.2013 №10/91, при проведении учебных занятий учителям допризывной и медицинской подготовки необходимо обратить внимание на использование государственной символики, которое позволяет постепенно и поэтапно приобщать обучающихся к основам идеологии нашего государства, формировать чувство любви и уважения к Родине, гордости за ее достижения, ответственности за ее развитие, способствует патриотическому воспитанию подрастающего поколения, его гражданскому становлению.

Привлечь внимание обучащихся к символам белорусского государства позволяет экскурсионная работа, встречи и беседы с местными жителями, участниками Великой Отечественной войны, военнослужащими. Все это дает возможность наполнить конкретным содержанием понятия о символах государства, их роли и значении в жизни каждого человека.

При проведении торжественных мероприятий, собраний, линеек к знаменательным датам и государственным праздникам, воспитательных мероприятий рекомендуется использование государственной символики и исполнение Государственного гимна.

Размещение государственной символики в учреждениях образования и использование ее при организации воспитательной работы с учащейся молодежью осуществляется в соответствии с  Законом Республики Беларусь ”О государственных символах Республики Беларусь“.

 

Обращаем особое внимание на безусловное выполнение руководителями учреждений общего среднего образования и учителями допризывной подготовки требований Директивы Президента Республики Беларусь от 11.03.2004 № 1 «О мерах по укреплению общественной безопасности». Необходимо провести комплекс мероприятий, направленных на недопущение фактов хранения в учреждениях общего среднего образования боеприпасов и взрывчатых веществ.

 

VII. ОРГАНИЗАЦИЯ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С УЧИТЕЛЯМИ

1. На августовских предметных секциях рекомендуется обсудить следующие вопросы:

анализ работы методических объединений учителей допризывной и медицинской подготовки в 2012/2013 учебном году и содержание работы в 2013/2014 учебном году;

особенности организации и эффективность изучения учебного предмета «Допризывная и медицинская подготовка» на базе центров допризывной подготовки;

повышение профессиональной компетенции учителей допризывной и медицинской подготовки;

повышение качества образовательного процесса по учебному предмету «Допризывная и медицинская подготовка»;

особенности проведения учебно-полевых сборов и медицинской практики;

организация межведомственного взаимодействия (с воинскими частями и подразделениями, учреждениями здравоохранения) для повышения качества образования.

2. На заседаниях методических объединений рекомендуется обсудить следующие вопросы:

реализация межпредметных связей в процессе обучения учащихся допризывной и медицинской подготовки;

формирование знаний и практических умений у учащихся по учебному предмету «Допризывная и медицинская подготовка»;

повышение эффективности учебных занятий по учебному предмету «Допризывная и медицинская подготовка» путем внедрения в процесс обучения современных технологий;

эффективность профориентационной работы с учащимися учреждений общего среднего образования.

 

3. В 2013/2014 учебном году Министерством образования совместно с Министерством обороны запланировано проведение республиканского учебно-методического сбора для учителей допризывной подготовки на базе воинской части.

 

 
   
Нужна ли форма ученику




Новости комитета по образованию

18.04.201418.04.2014 состоялось заседание коллегии комитета по образованию Мингорисполкома (ул. Тимирязева, 9а) по теме «О работе управлений образования спорта и туризма и учреждений образования по оптимизации сети детских интернатных учреждений, развитию семейных форм воспитания, постинтернатном сопровождении детей-сирот и детей, оставшихся без сопровождения родителей, и лиц из их числа».
Подробнее...
17.04.201415.04.2014 подведены итоги и состоялась церемония награждения победителей отборочного этапа Международного конкурса школьных проектов по энергоэффективности «Энергия и среда обитания»
Подробнее...
16.04.201412.04.2014 сотрудники ГУО «Минский городской институт развития образования» приняли активное участие в республиканском субботнике
Подробнее...
16.04.201416 апреля 2014 в ГУО "Минский городской институт развития образования" состоялось открытие городской научно-практической конференции "ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА: ПРОБЛЕМЫ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ" (с международным участием)
Подробнее...

Автопереводчик


Cтатистика посещений

Яндекс.Метрика