Памятка

Что нужно и чего нельзя делать

при переживании сложной жизненной ситуации

  •   НЕ скрывайте свои чувства. Проявляйте ваши эмоции и давайте вашим друзьям обсуждать их вместе с вами.
  •  НЕ избегайте говорить о том, что случилось. Используйте каждую возможность пересмотреть свой опыт наедине с собой или вместе с другими.
  •  НЕ позволяйте вашему чувству стеснения останавливать вас, когда другие предоставляют вам шанс говорить.
  •  НЕ ожидайте, что воспоминания уйдут сами по себе. Чувства останутся с вами и будут посещать вас в течение длительного времени.
  •  Выделяйте время для сна, отдыха, размышлений.
  •  Проявляйте ваши желания прямо, ясно и честно говорите о них семье, друзьям и на работе.
  •  Постарайтесь сохранять нормальный распорядок вашей жизни, насколько это возможно.
  •  Позволяйте вашим детям говорить вам и другим об этих эмоциях и проявлять себя в играх и рисунках.
  •  Способствуйте сохранению у ваших детей распорядка жизни, учебы и позволяйте им действовать согласно их собственным представлениям (там же).

 

Как помогать пережившему травму

  • Поощряйте человека к  рассказу вам о его (ее) чувствах.
  • Не ждите, что мужчина будет справляться с травмой лучше, чем женщина.
  • Говорите пострадавшему о своих чувствах и вашем сожалении о причиненной ему боли.
  • Напоминайте, что переживания человека нормальны.
  • Не пытайтесь уверять человека, что все будет хорошо, - это невозможно.
  • Не пытайтесь навязывать свои объяснения, почему все случилось.
  • Не говорите пострадавшему, что вы знаете, что он переживает. Вы не знаете этого.
  • Будьте готовы вообще не говорить. Человеку может быть достаточно того, что вы рядом.
  • Говорите сами, друзьям, семье о своих чувствах. Хотя вы и не были жертвой травмы, помогая пострадавшему, вы тоже можете оказаться травмированным.
  •  Говорите вашим друзьям, семье о тех необычных физических                                                                                                         ощущениях, которые могут быть связаны с вашей работой.
  •  Не бойтесь, если человек просит о более действенной помощи – например, обращении к профессионалу. И сами не бойтесь прибегнуть к такой помощи.
  •  Постарайтесь не проецировать ваши собственные чувства на происходящее вокруг. Каждый переживает случающееся по-своему.
  •  Не бойтесь спрашивать, как человек справляется с травмой. Но не задавайте вопросов о деталях травмы. Если человек говорит об этом, слушайте его. Самое хорошее – следовать за ним.
  •  Не составляйте никаких планов восстановления для пострадавшего и для себя.

 

По ходу восстановления пережившего травму можно ожидать реакций:

  • Интенсивность и частота проявлений посттравматических реакций будут   ослабевать.
  • Члены семьи и друзья становятся со-жертвами. У них развиваются собственные посттравматические последствия.
  • Колебания между чувствами, связанными с контролем,   чувством тревоги или зависимости.
  • Пересмотр предшествующих травме взглядов и верований.
  • Вспышки пережитого в сознании – нормальная реакция на пережитые события. Они могут запускаться всем, что напоминает о травме. Далеко не всегда всем удается осознать – что именно служит запускающим фактором. Эти вспышки будут со временем постепенно уменьшаться.
  • Ситуации,  напоминающие травму, могут запускать те самые чувства, которые были непосредственно после травмы. Например, это могут быть годовщины, статьи о чем-то похожем на пережитое, возвращение на место пережитого, судебные данные и пр.

 Восстановление после травмы – не мгновенное избавление. Травма становится частью жизненного опыта. Восстановление можно сравнить с «перевариванием» этого опыта.

 

Особенности проведения беседы с подростком при подозрении суицидального поведения.

В беседе с подростком рекомендуется придерживаться следующих принципов:

  • Неотложность. Указание на суицидальный риск говорит о том, что беседа с таким ребенком не может быть «отложена». Возможно, ему придётся уделить больше внимания, чем вы планируете (вы должны располагать временем).
  • Эмпатическое отношение. Эмпатия – это способность определить особенности эмоционального состояния другого человека, поставить себя на его место и сопереживать ему. Эмпатия подразумевает искренность, сопереживание, но не психологическое «слияние» с подростком.
  • Баланс открытых и прямых вопросов. Беседу всегда следует начинать с «открытых» вопросов, подразумевающих возможность ответа в виде рассказа, монолога (например, «Расскажи о себе», «Что тебя беспокоит?»). По ходу беседы увеличивается доля «прямых», «закрытых» вопросов, требующих конкретных ответов («Ты испытываешь чувство тоски?», «У тебя были мысли о самоповреждении?»).
  • Избегание моральных оценок. Тема суицида нагружена моральным, нравственным и религиозным контекстом. Распространённой общечеловеческой оценкой суицидального акта является осуждение, либо того, кто его совершил, либо кого-то из его окружения («поиск виновного»). Смысл беседы заключается в безоценочной помощи.
  • Разделение ответственности. Специалист несёт ответственность за адекватное и своевременное оказание помощи ребенку, оценку суицидального риска и психического состояния, организацию консультативной помощи, предоставление рекомендаций подростку и его родственникам. Специалист не может нести ответственность за результат терапевтических мероприятий. Иными словами, при адекватном выполнении названных выше обязанностей, специалист не может быть ответственным за совершение суицидальных действий подростком. Начиная с первой беседы, ответственность необходимо разделить между подростком, близкими ему людьми и помогающими специалистами.
  • Избегание невыполнимых обещаний. В коммуникации с подростком рекомендуется придерживаться принципа реальности. Человек в критической ситуации часто склонен идеализировать фигуру помогающего и переоценивать его возможности. Необходимо определить границы своих возможностей и проинформировать подростка о них.
  • Нейтральность к психопатологии. В обязанности специалиста входит первичная оценка психического статуса. Однако, какой бы серьёзной не была патология, рекомендуется помнить, что любые психопатологические симптомы являются лишь частью переживаний и особенностей человека и не должны низводить его до статуса «психически больного».
  • Избегание навязывания своего темпа коммуникации. У депрессивных пациентов часто нарушены коммуникативные способности. Это может проявляться в замедлении ассоциативных процессов и темпа речи и односложных ответах. Специалист «подстраивает» темп речи, громкость голоса под особенности подростка.
  • Неоднократное прояснение информации. По ходу интервью некоторые темы требуют неоднократного прояснения, прежде всего, тема суицидальных мыслей и намерений. Вопросы об этом должны задаваться несколько раз по ходу беседы в разных формулировках.

Следование данным принципам общения способствует формированию доверительного контакта и даёт возможность подростку говорить о негативных чувствах. Следует обязательно задать вопросы, касающиеся суицидальных намерений. Возможна следующая последовательность задаваемых вопросов:

  1. Ты чувствуешь тоску и беспомощность, отчаяние?
  2. Чувствуешь ли ты, что никому до тебя нет дела?
  3. Есть ли у тебя ощущение, что жизнь не стоит того, чтобы ее продолжать?
  4. Бывают ли у тебя фантазии о смерти?
  5. Бывают ли у тебя мысли о нанесении себе самоповреждений?
  6. Ты чувствуешь желание покончить с собой?

Если подросток утвердительно отвечает на последние вопросы необходимо уточнить следующее:

  • Как часто появляются мысли о самоубийстве/самоповреждении?
  • Представляет ли подросток конкретный способ этого действия?
  • Был (есть) ли у него определенный план самоубийства (время, место, обстоятельства, способ)?
  • Имеется ли доступ к избранному способу (медикаменты, яды, оружие, др.)?
  • Чувствует ли он способность противостоять этим мыслям?
  • Что может помочь противостоять этим идеям (семья, дети, работа, друзья, оказание медицинской и психологической помощи и др.)?

 

Признаки высокого риска суицидального поведения

На основе различных поведенческих проявлений можно своевременно выявить подростков с высоким риском суицидальных действий:

  • Открытые высказывания о желании покончить с собой (друзьям, взрослым,  родственникам, близким людям, знакомым).
  • Косвенные „намеки" на возможность суицидальных действий — „репетиция самоубийства" (публичная демонстрация петли из брючного ремня, веревки и т. п.; „игра" с оружием с имитацией самоубийства).
  • Активная предварительная подготовка, целенаправленный  поиск средств покончить с собой и создание соответствующих условий (накапливание лекарственных средств, поиск и хранение отравляющих жидкостей, укрепление веревки и т. д.).
  • Фиксация на примерах самоубийства (повышенный  интерес, частые разговоры о самоубийствах вообще).
  • Нарушение межличностных отношений, суженый круг контактов, стремление к уединению.
  • Чрезвычайно настойчивые просьбы о переводе в другой класс, школу…, о госпитализации.
  • Изменившийся стереотип поведения: несвойствен­ная замкнутость и снижение двигательной активно­сти у подвижных, общительных („зловещее спо­койствие" и собранность), возбужденное поведение и повышенная активность, общительность у мало­подвижных и молчаливых.
  • Внезапное проявление несвойственных ранее черт аккуратности, откровенности, щедрости (раздача личных вещей: фотоальбомов, часов, вещей и т. п., которая зачастую сопровождается символическим прощанием).
  • Утрата интереса к окружающему (вплоть до полной отрешенности).
  • Размышления на тему самоубийства могут приоб­ретать „художественное" оформление: в записной книжке, тетради для занятий изображаются ри­сунки, иллюстрирующие депрессивное состояние (например, гробы, кресты, виселицы).